Поиск по этому блогу

воскресенье, 30 октября 2011 г.

ДОВМОНТов город ПСКОВА -часть 3

А вот это Псково-Покровская икона.

Мы знали, что была такая икона. Я возглавлял 8 лет исторический отдел Троицкого собора. И мы начали поднимать все архивы собора. Не сохранилось никаких летописей собора. Все было до того разрозненно, представляете, настолько мудро было разрознено советской властью. Настоятелем собора, когда мы пришли сюда, был о. Константин (бывший моряк) здоровый, настоящий мужик, вот только ноги больные. И я пытался батюшку расспросить, что было? Он говорит, что было лет 20 назад, я ещё знаю, а ранее ничего не знаю. Просто запрещалась передавать информацию священникам друг другу. И мы стали в архивах Пскова, Москвы, Питера собирать информацию о Троицком соборе и пытались найти хоть какие материалы о Псково-Покровской иконе. Я узнал, что эта икона была очень почитаема и псковичи её воспринимали как сам покров Божией Матери, то есть как покровительство Божией Матери над Псковом, символ заступничества Божией Матери. Но как эта икона выглядела?

В 1960-х известный архитектор-реставратор Всеволод Смирнов, работая над проектом восстановления церкви Покрова и Рождества Богородицы, принял за основу своего проекта изображение церкви на её храмовой иконе. В Пскове считали, что икона погибла во время войны, но в 1970 г. неожиданно стало известно, что в Мюнхене выставлены иконы XIII века. Под № 234 экспонировалась икона «Псков и его окрестности». Это и была наша «Богородица Псково-Покровская». Её узнал Савелий Ямщиков, знаток искусства Древней Руси и начал переговоры с владельцем. Но что-то застопорилось на местном уровне. В начале 1990 г. Псковский государственный музей-заповедник передал в Министерство культуры список особо выдающихся ценностей, вывезенных в 1941-44 годах оккупантами. Первой в списке значилась икона «Богородица Псково-Покровская».

Делалось всё возможное для возврата иконы на родину, в Псков. Профессор Бременского университета д-р Айхверде сообщил, что владельцы согласны вернуть икону в Псков, но не в музей, а в церковь и сами её привезут. И неожиданная информация, власти Германии выкупили икону. В музее подготовили письмо на имя Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II с исчерпывающей информацией об иконе.

Официальное заявление о возврате иконы в Россию прозвучало 16 июля 2000 г. во время визита В.В.Путина в Германию, с условием её передачи в действующий храм Пскова. Икона была передана Патриарху 31 августа 2000 г., но она была в Москве.

В мае 2001 года немецкая делегация, приехавшая в Псков, была удивлена, не увидев в Пскове икону. Благодаря инициативе немцев было несколько публикаций, отсняты телесюжеты.

И вот свершилось!

7 сентября 2001 года в Псков вернулась прославленная святыня, икона конца XVI века «Богородица Псково-Покровская». (Из статьи Натальи Ткачевой «Богородица Псково-Покровская! Обереги наш город. От нас же…» 2001 год, ноябрь)

Никаких зарисовок, фотографий не нашли, ничего не осталось. Никто ничего не мог найти, и вот я нахожу, в архиве новомодного канала, нахожу маленькую фотографию. Очень сложный сюжет на маленькой фотографии, и я понял, что ни один иконописец не возьмется писать икону, если бы хоть описание было, ну просто руки опустились. И вот сколько раз так бывает в жизни, как только дашься на волю Божию-

ГОСПОДИ, НА ВСЁ ВОЛЯ ТВОЯ. Всё так и произошло. Буквально через несколько месяцев в новостях передали, что в Германии нашему президенту В. В. Путину передают Псково-Покровскую икону. Все, кто смотрел новости, прибегали ко мне с радостью: Батюшка, нашлась наша икона! Она теперь в Москве. Мы стали писать письма, а я рассказывал всем, проводя экскурсии, что наша икона нашлась. И вот как-то приходит ко мне группа парней (мы порой говорим, что у нас молодёжь дикая, но и старые могут быть такими дикими, а молодёжь может быть похлеще и получьше любого старого). Приходят ко мне парни, более 10 человек и говорят:

-Мы письмо в Москву В. В. Путину пишем, подпишите.

В письме собранны подписи (педагогический и политехнические институты) о передачи Псково-Покровской иконе. Я конечно с радостью подписался, не очень надеясь на успех. И вдруг, приблизительно через год, вызывают нашего владыку Евсевия в Москву и наш патриарх Алексий II с президентом В. В. Путиным передают икону Псково-Покровскую, со всеми документами и подписями. Сегодня мы говорим: Мы теперь находимся в музейной собственности. Весь Троицкий собор принадлежит музею, мы не хозяева, мы арендаторы, бессрочные, безвозмездные арендаторы. Как-то в шутку музейщики говорили, если что произойдет, мы вас выгоним из собора, а я говорю: Если это произойдет, то мы уйдем вместе с Псково-Покровской иконой, но мы надеемся, что этого никогда не будет. А вот Псково-Покровская икона принадлежит общине (верующим), и слава Богу за это!

Это икона XVI века, о чем она рассказывает? О чуде, которое произошло в XVI веке при битве с польским королём Стефаном Баторием. Когда Стефан Баторий напал на Псков, а историки и искусствоведы говорят о том, что Стефан Баторий был страшен для России так же, как в своё время будет страшен Наполеон. Но Стефана Батория ждали одни неприятности. В Псков он не прошел. Когда Стефан взял в осаду Псков, осада была очень серьёзная, и псковичи видят, что они проигрывают. А битва шла у места, где в настоящее время вечный огонь. Псковичи это место до сих пор называют Баториев пролом. Рядом с этим проломом стоит храм Рождества и Покрова а когда-то тут был монастырь Покровский. Буквально в конце старого города, на углу старой башни Покровской. И в этом монастыре слёзно молился благочестивый, лишенный зрения, старец Дорофей. Монастырь находился буквально в 20 метрах от битвы, монастырь содрогался от взрывов. Молясь, старец Дорофей, духовным зрением увидел, что от Печерского монастыря идет Божия Матерь, вот это на иконе написано. Идет по воздуху с преп. Антонием Киево-Печерским и преп. Корнилием Псково-Печерским от Спасо-Мирожского монастыря в город и повелевает встать псковским святым: Князям Всеволоду-Гавриилу, Довмонту-Тимофею, Николаю Христа ради юродивому и Нифонту, (строителю Мирожской обители). Когда они стали перед ней, она спросила:

-Почему во многих храмах перестали совершаться службы, за это послана беда псковичам.

Святые просят Матерь Божию, чтоб она заступилась за Псков перед сыном своим. В это время Матерь Божия входит в монастырь и обращается к Дорофею:

-Старче, иди к посадником города, пусть принесут мощи своих небесных покровителей на стены города да икону мою из Печёр и увидят славу Божию.

Оказывается эта икона была уже во Пскове, старцы год назад сказали:

-Унесите эту икону из монастыря, она скоро понадобится во Пскове.

Икона находилась в Троицком соборе. Готовится крестный ход с мощами святых угодников Божиих, а Матерь Божия, как воевода, говорит старцу Дорофею:

-Пушку поставьте с первого ряда на второй, и дает какие-то дополнительные указания и видение исчезает.

Дорофей бежит к посадникам города, и рассказывает о своём видении Божией Матери. Всё исполняется и тогда меняется ход битвы. Из Троицкого собора выходит крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери и мощами псковских святых. В это время крепостная стена рушится, и неприятель входит в город. Не вам объяснять, если стена разрушена, то победа уже одержана. Уже знамена развивались на обеих башнях, перед глазами Батория. Изнемогали осажденые, народ, в соборе, узнав о вторжении врагов, рыдал. По словам летописца:

- «весь пол храма омыли слезами…»

Но мгновенно изменилась картина: К пролому прискакали на конях три старца, давно уже усопшие, но сохранившие в лучшем из миров, привязанность к земной родине. Печерский келарь Арсений, Снетогорский казначей Ионна и игумен Мартирий. Не бойтеся , братья, БОГОРОДИЦА с нами. ПОБЕДИМ! Из храма Св. Троицы появилось духовенство с чудотворною иконою Печорскую, с мощами Св. Князей, с крестами и хоругвиями. Посреди кровавой сечи, начался молебен. Защитники Пскова с новой силой бросились на врагов. Пушки, поставленные на месте, указанном Дорофею в видении, потрясли Свинскую башню, а защитники, подложив под неё порох, взорвали её. Страх овладел врагами, а псковичи, ударив дружным натиском, смяли и погнали их в поле. Всё поле за Проломом было усыпано трупами врагов, и многие из них попались в плен.

Теми же днями секретарь Батория ксендз Станислав Пиотровский записал в «дневнике»:

-Сегодня, как и в прежние ночи видны на небе какие-то знаки, как-бы столбы, которые предстовляют как бы подобие двух конных войск, еще какие-то подобия крестов……Шуйский возбуждает в городе народ, говоря, что какому-то нищему старику явилась ночью Божия Матерь и убеждала граждан храбро защищаться, обещая, что король города не возьмёт…..».

И исполнилось обетование Божией Матери, 8-го сентября 1581 года.

Все события явления БОГОМАТЕРИ с пятью надписями, представлены в Псково-Покровской иконе. На иконе можно распознать Троицкий собор (третий), церкви Власьевскую, Никольскую со усохи, Покровский храм и Покровскую башню. Икона была украшена золотою чеканною ризою, осыпанною жемчугом и драгоценными камнями. В память этого приступа, в 1582 году была построена церковь Рождества Богородицы, деревянная, близ Покровской церкви.

Ключевский пишет, если - бы в славной истории Пскова была - бы одна только эта битва то только за неё Россия должна встать на колени перед Псковом. А на самом деле не Псков не пустил, а Матерь Божия не пустила, а псковичи могли эту битву и проиграть. Когда псковичи узнают об этом, они пишут икону, которая повторяет это чудо. Икона называется Псково-Покровская, покров Божией Матери над Псковом. В сентябре 2001 года, когда икона была принесена, заметили чудо. Собор был ярко со всех сторон освещен солнцем. Мы священники многое знали о иконе и старались её рассмотреть. И вдруг замечаем, на иконе заблестели две точки (почти все стоящие в соборе это заметили). Минут 20 рассматриваю, что-то заблестело, подхожу поближе и вижу, что два купола церквей позолотились. (До службы мы рассматривали икону, вся она была ровно серая). То, что произошло, по церковному называется «икона обновилась». Позолотился купол Троицкого собора и ещё какой-то. Поэтому когда они позолотились, то на солнце стали играть и икона замироточила. Владыка Евсевий расчувствовался и говорит:

-Матерь Божия сама переживает свое возвращение на Псков, как слёзы потекли. Около 50 лет иконы не было во Пскове.

Снял с себя панагию и подарил Псково-Печерской иконе. А в настоящее время вы видите, что вся икона украшена приношениями прихожан.

А вот это Ольгинский крест, но это крест XVIII века, тот древний Ольгинский крест сгорел, во время страшного пожара, бывшего во Пскове в 1509 году, но частичка креста вкладывалась в новый крест и она заложена и в этом кресте.

В Троицком соборе семи ярусный иконостас, а по канонам церкви пять ярусов иконостаса, а что будет на шестом и седьмом ряду в Пскове решало веча. Это было до строительства этого храма. В нашем случае, вероятно, решал архипастырь. В нашем соборе шестой ряд это страдание Христа, а седьмой ряд жен мироносиц, тем, которые были возвеличены Богом за свою любовь. Когда мне говорят:

-Как вы относитесь к феминизму?

Отвечаю:

-Отрицательно.

В светском понимании это перевёртыш феминизма православного. Что такое феминизм светский? это горделивое возвышение над мужчиной. А в православии это смирение, кротость, любовь. Всё это показал сам Господь. А в Иудеи было мощнейшее унижение женщины, женщина считалась ветошью, частью мебели, кухонное твое дело и никуда более. У апостолов было такое же восприятие, но более вежливое, услужливое отношение к женщине.

Сам Господь сказал:

-Чти отца и мать свою и да будешь долговечен на земле.

Но всё равно к ним не относились как к проповедницам. Апостолы, когда Христа распинали, и они в страхе разбежались и сидели в своей сионской горнице, боясь носу показать, что их самих могут убить. А обряд погребения не был завершен. Апостолы побоялись, а женщины не испугались, преодолели свой страх и пошли, идут и знают, что у гроба стоит стража. Идут и рассуждают между собой:

-Кто нам отвалит камень от гроба? Камень огромный.

И Господь первым является женщинам, чтобы сказать им:

-Идите и скажите ученикам моим и Петру о том, что я их жду в Галилее.

Женщины с радостью бегут к своим близким - отцам, братьям, апостолам и говорят:

-Господь воскрес, мы его видели.

В евангелие удивительные слова сказаны:

-Восприняли их слова как лож и не верили им. Что вы говорите, кто вам дал право проповедовать? Вы не своим делом занимаетесь.

И они смиренно ушли. Вот это феминизм, не сегодняшний,

-Ну-ка быстро встали, нам Господь повелевал, мы теперь выше вас.

А смиренные и кроткие ушли, но зато как Господь их посрамил, стал посреди их и поносил их (так говорит евангелие). Вот так женщина была возвеличена самим Господом. Но когда она выходит замуж, то она заМУЖЕМ. Она на уровне, ни в коем случае не ниже не слабее, но она всё равно за ним.

Псковичи всё это прекрасно понимают и поднимают жен вон, куда на самый верх, на седьмой ряд. За праведность, смирение, кротость и любовь

Евангелисты изображаются на царских вратах, как хранители рая. Смысл такой, что царские врата-врата рая. Алтарь это символ самого рая.

Войдя в любой храм, легко узнать, кому он посвящен, поскольку «храмовая икона» помещается в особом киоте справа от царских врат.

В храме много символов, вот горит свечка, она нам показывает, так должно гореть наше сердце во время молитвы. Плавиться воск на свече, так должны плавиться наши грехи. Перед иконой оплавляется и горит свеча, так и мы должны стоять, гореть перед Богом. Свечка-малая жертва Богу, её делали в основном из воска. Воск чистый продукт.

А к какой иконе ставит? К примеру: зовут кого-то Ольгой, ей хочется помолиться перед своим небесным покровителем. Или приходит пяница он ставит свечку и молится перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша». Матерь Божия одна, но она проявила себя в разных городах и в разных случаях. Поэтому люди благодарят за чудо, которое она проявила в Казани, икону Казанской Божией Матери. Подходя к иконе, мы чтим не доску, а Божию Матерь за помощь, заступление за Россию. И также перед другими иконами, то-есть икона это образ. Некоторые говорят:

-Вы идолов поставили, им молитесь. По своим грехам я не могу видеть святого и обращаюсь к его образу. Хорошее сравнение можно привести из нашей жизни. Близкий вам человек надолго уезжает, и оставил вам свою фотографию. И вы поставите фото на видном месте, в красивой рамочке и будете разговаривать с ним, а когда он приедет то не скажет, почему у тебя стоит моё фото, а он возрадуется….

По окончании экскурсии, поблагодарила батюшку за интересную экскурсию, спросив:

-Извините, пожалуйста, как вас величать, и в каком храме вы служите?

-Отец Андрей, настоятель храма, Иоанна Богослова, в районе ипподрома, а в Троицком соборе руководитель исторического отдела.

-Простите, пожалуйста, а икона святого благоверного князя Довмонта-Тимофея есть в вашем храме? Или в Троицком соборе?

-В моём храме нет, а здесь где-то есть.

-Простите, но и в Троицком соборе нет иконы святого благоверного князя Довмонта-Тимофея. Все экскурсоводы так много рассказывают о князе Довмонте, а икон с его изображением нет нигде, ни в Троицком соборе, ни в Псково-Печерском монастыре, ни в воинском храме Александра Невского ни в Снетогорском монастыре, ни в церкви Петра и Павла. Нигде в Пскове икон с изображением князя Довмонта нет, наверно плохо искала. Князь Довмонт есть в предстоянии с прочими святыми….. И акафиста нигде не нашла.

Экскурсия воспроизведена с диктофона. Через год в октябре 2006 года электронный вариант записи передала в исторический отдел Пскова секретарю исторического отдела Ираиде для о.Андрея. ПЕРЕДАЛИ, отклика не последовало.

Послесловие автора:

ДОВМОНТ-Тимофей правил 33 года и сделал из Пскова великое, могучее ПСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО. Княжение Довмонта - самое счастливое время для Пскова.

Иконы псковского князя ДОВМОНТА были на иконостасе деисусного ряда, (третий ряд) церквей, в молитвенной позе склонившегося к Спасителю.

В псковской летописи записано « ..1610 г ..гнев Божий на славный град ПСКОВ…в соборном храме Троицы соблюде Бог гробницу благоверного князя ДОМАНТА, а то всё погоре…»

Великий Псков в XVI и начале XVII века сравнивали с Римом и Парижем.

Однако с конца XVII века и особо в XVIII, XIX веках (правления дома Романовых) в Пскове были уничтожено множество старинных монастырей.

Из Российской истории уничтожалась память о псковском ДОВМОНТЕ.

Особенно в Пскове:

ДОВМОНТА превратили в литовца, а деление князей на русских, литовских, польских и татарских может быть только по географическому принципу, по месту службы, а уж никак не по происхождению. См схему «Родословная князя Довмонта – потомок Полотских князей» на http://domont.blogspot.com/

Иконы князя ДОВМОНТА удалены из всех псковских церквей.

Довмонтов город засыпан, его откопали после ВОВ 1946г.

Второй храм, построенный в честь Довмонта, во времена Ивана Грозного 1571-73гг уничтожен в конце XVII века..

Довмонтовский монастырь на поле, переименован в Михайловский и взорван в XVIII веке.

Второй Довмонтовский монастырь переименован в Снетогорский.

Мощи любимого псковского князя ДОВМОНТА вынесены из храма Святой Троицы и погребены под храмом.

На псковском знамени, взамен меча Довмонта, появляются Ярославские святые. (Псковичи потерпели сокрушительное поражение, под этим знаменем. Оно попало в плен. И ныне копия того – пленённого знамен выставлена в приказных палатах, при входе в ДОВМОНТОВ город.)

Псковские крестные хода с мечом и иконой ДОВМОНТА запрещены.

С псковской чудотворной иконы, именуемой Мирожскою, исчезают изображение Довмонта и Марии.

ДАВИД - сын ДОВМОНТА и МАРИИ, в доблести не уступавший своим знаменитым предкам: Миндовгу, ДОВМОНТУ, (см.статью «Довмонт сын Миндовга» http://domont.blogspot.com/.) Александру Невскому, в Российской истории забыт. Его буквально ОТКОПАЛИ Белорусы.

Вполне закономерно, что Легендарная личность ПСКОВА князь ДОВМОНТ совремёнными псковичами накрепко забыт.

*** *** ***

Великий ПСКОВ, за время правления Романовых, превратился в небольшой губерский захудалый городок.

ПСКОВ, так много сделавший для ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИИ, до наших дней не включён даже в золотое кольцо России.

Невольно вспоминается, что крушение рода Романовых произошло именно в ПСКОВЕ.

«На запасных путях Пскова, в глухом тупике, стоял салон-вагон роскошного царского поезда, в нём последний император рода Романовых Николай II - 2 марта 1917 года в 23 час 40 мин подписал Манифест о своём отречении от престола Государства Российского. Опустился занавес 304-летнего царствования в России дома Романовых…В этом просматривается символика, т.к. царское самодержавие во главе с самодержавцами ещё раньше загнало Россию в тупик…» (П.А.Николаев. Историческая драма в Пскове. Март 1917. ПСКОВ. 2003)

Так древний ПСКОВ, особо пострадавший в период правления дома Романовых, занёс на страницы своей истории великие дела, последних дней царствования последнего самодержавца России, Николая II.

*** *** ***

В 2004 году неизвестным жертвователем в псковском Соборе Троицы установлена новая серебряная рака взамен деревянной.

На раке положена икона Всеволода-Гавриила, его «за поражение под Суздалем изгнало Новгородское веча, в Пскове он добывал себе Новгород…фактически он не был Псковским князем, и лишь его внезапная кончина, закрепила за ним звание Псковского князя… Довмонта Псковичи при жизни почитали за святого, ибо в 1374 году в Пскове построен каменный храм во имя Довмонта и второй храм в 1571.

Общерусское почитание Всеволода установлено только на Соборе 1549 г.

К тому-же деревянная гробница Всеволода стояла в северной части Собора Троицы. Гробница Довмонта стояла в южной части Собора Троицы у второго окна. В православной традиции, наиболее почитаемые святые укладывились в южной части храма, что прослеживается до наших дней.

В 1834 году 22 апреля, в день пасхи дубовая гробница Всеволода – Гавриила была положена в новую серебряную, на изготовление оной ушли все серебряные изделия храма Святой Троицы. Мощи же Довмонта-Тимофея вынесены из Троицкого собора и погребены в западной отделении усыпальницы под Троицким Собором.

В соборе св.Троицы в XIX веке на гробнице Всеволода-Гавриила открыто стоял серебряный ковчежец с его главою.

В 1860 году серебряный ковчежек с главою Всеволода-Гавриила был похищен неизвестно кем…….Мощи непобедимого князя Довмонта, сотворившего из Пскова ВЕЛИКИЙ город, находились под храмом, в общей усыпальнице…» (Н.Ф.Окулич – Казарин. Спутник по древнему Пскову. ПСКОВ. 1913. ПСКОВ. 2001.)

Чьи мощи лежат в серебряной раке Троицкого собора Пскова в 2011г ?

Всякий подходящий уверен Всеволода-Гавриила, его икона на раке, его икона у алтаря. Разъяснения отсутствуют.

В 2011г икона князя Всеволода-Гавриила стоит у алтаря, с левой стороны в Соборе св.Троицы. Рядом икона свят.Евсевия Лаодикийского епископа. На иконостасе псковской Троицы (от центра правая сторона) Николай Чудотворец, князь Гавриил Псковский - изображены в молении - над ними Христос.

Однако в серебряной раке, до наших дней сохранилась княжеская глава ДОВМОНТА.

И в АКАФИСТЕ ДОВМОНТУ …Икос 1 поётся…..
….Радуйся, храма Святые Троицы сокровище многоценное.

Подробно о походе Минского ДОВМОНТовского клуба можно прочесть в статье «Память о ДОВМОНТЕ в XXI веке в Белоруссии» на http://domont.blogspot.com/

Древнее житиё князя повествует: Благочестивый князь ДОМАНТ:

правду творил, сиротам и вдовицам кормитель и заступник был, нищих одевал, печальным утешитель, обидемым помощник и заступник. Священство любя и почитая, помогая монастырям и украшая церкви. Власть княжескую благоугодно правил, был справедлив на суде, не уступал могущественным, но всех учил своим поведением благим и словами тихими. Дела же его были удивительны. Души враждующих приводил в тишину и мир Честностью и бесстрашием всех к себе привлекал.

До наших дней в Псковских храмах нет икон непобедимого псковского князя ДОВМОНТА. И акафиста князю Довмонту в Пскове НЕТ.

Послесловие написала Евгения Георгиевна ДОМОНТович, по возвращении из одиннадцатой поездки в ПСКОВ и десятой в Мирожский монастырь к чудотворной Мирожской иконе Божией Матери. 20.10.2011г

ДОМОНТов город ПСКОВА - часть 2.

Ворота, ведущие на Кром, называются Великие или Троицкие. В XV веке к ним примкнул
захаб, от слов( захапить, поймать, охватить). Справа в стене были устроены погреба (государственная тюрьма). Стена, защищающая город с юга была довольно мощной – 20 метров высотой и 6 метров толщиной। Вдоль стены был вырыт глубокий ров, соединявший реки Пскову и Великую. Из этих рек ров наполнялся водой, и назывался он - Гребля. Через Греблю был переброшен подъемный железный мост на цепях. Когда враги хотели попасть в древнюю крепость, то им нужно было перейти Греблю с помощью этого моста и прорваться через ворота, за которыми, как они ожидали, был непосредственно город. Но не тут то было! Прорвавшись через ворота враг оказывался в ловушке, которую псковичи называли захаб.

Слово “захаб” происходит от древне-русского “охабень”, что означает – “рукав”. И действительно, этот длинный узкий коридор напоминает рукав. На выходе из этого коридора были сооружены еще одни ворота, довольно прочные и надежные. Но до них вряд ли кому из врагов удавалось дойти, так как пространство здесь перегораживалось опускными решетками - герсами. Запустив неприятеля в ловушку, псковичи поднимали мост на металлических цепях, а на головы врагов.
Над входом в захаб икона Святой Троицы, выполненная из мозаики.

Мы продвигаемся по захабу, перед нами вырастает белоснежная громада Троицкого собора, справа колокольня собора.
Перед Троицким собором была вечевая площадь. Основная часть свободного пространства поросла травой.
Когда-то и здесь стояли храмы, был и Владычный двор. На всех старинных изображениях Пскова в углу Крома у Довмонтовой башни стоит одноглавый храм Благовещенья. В южной части Крома стоял Митрополичий двор, вначале он именовался Владычным, а еще раньше здесь стояли палаты с порохом. На Митрополичим дворе стояла церковь Сорока Мучеников.
На этом месте собиралось псковское вече.
Здесь решались основные вопросы о войне и мире, о призвание князей, налогах, смертной казни, о крупных строительных работах…Жители каждого района города стояли вместе. Согласие или несогласие выражали криками. С виновными веча расправлялось круто, в 1484 году на вече убили посадника Гавриила за подмен грамоты в архиве. А в 1509 году, Ивана-пономаря Троицкого собора били кнутом, а потом сожгли на р. Великой (брал тайком деньги из казны).
Выборные веча находились на трибуне, специальном помосте, возвышавшимися над толпой, как Лобное место на Красной площади в Москве. Трибуна, по псковски-Степень, была полукруглой. На степень вели ступени, отсюда её название Степень (ступень, уступ). Отсюда и слово степеный, степень кандидата, степень доктора. На вече на Степени находились князья и послы. Неугодного князя веча могло и спихнуть со Степени. (В лето 1463 года. «выгнаша» псковичи князя Владимира Андреевича из Пскова, а иные люди на вече со Степени спихнули его. Он поехал в Москву с бесчестием к великому князю Ивану Васильевичу жаловаться на Псков. А в 1495 году на вече в одних рубахах стояли священники Андрей и Иван, которых хотели «кнутом бесчествовати» за то, что они отказались идти воевать в помощь Москве « на свею» (Шведов). Священники ссылались на правила святых отцов «…..с церковной земли рубиться не подобает…»…А в Степени тогда были посадники Яков Брюхатои и Василий Опимахович хотели силой настоять на своём «и иных попов и дьяков изсоромотиша». Это отрывки из Псковских летописей.
В 1500 году псковичи от башни Кутний костёр до устья Псковы построили мощную каменную стену и в конце поставили Плоскую башню.
Наступил 1510 год, пришедший в Новгород, великий князь Василий III объявил псковичам, чтоб вечья не было, сняли колокола, а в Пскове и его пригородах управлял царский наместник. Собрали вече и послали гонца Еустафия бить челом князю Ивану Васильевичу. И плакали все псковичи от мала до велика.
-Как очи со слезами не выпали, как сердце не оторвалась от корени.
Повествует Псковская летопись. И прислал им великий князь дьяка Третьяка Далматова. Он на вече сказал:
-Чтоб у вас вече не было.
И колокол вечевой сняли.
Рядом с Троицким собором стояли Сени (специальное помещение, где заседал государственный совет Пскова.) Они примыкали к Троицкому собору и были обращены к площади вечевых собраний. К ним вела лестница. Здесь была государственная канцелярия, архив, стояли лари, в которых сберегалась государственная казна. Псковские летописи знакомят нас с некоторыми подробностями. В ларе-архиве находилась грамота о церковной собственности. Грамота была вложена в ларь в 1468 году в помощь двум священникам, избранным на вече для управления церковными делами Пскова, поскольку владыка только «наезжал» сюда из Новгорода. Все это соответствовало особому церковному устройству Пскова, но не понравилось митрополиту и владыки. Грамоту вынули и «подрали». Здесь же была «смердья грамота» где перечислялись их повинности Пскову. В 1484 году её подменили посадник Гавриил и князь Ярослав Стрига-Оболенский. Новая грамота выводила смердов из подчинения городу, заменяя их общественные повинности, повинностями в пользу бояр. Посадник Гаврила был убит на вече, остальные подались в Москву. В ларе хранились и духовные грамоты-завещания частных лиц. Ведал ларем ларник, который имел в Пскове большую власть. «И в тои власти много зла народу учини» (свидетельствует летопись).
И вспоминаются слова князя Довмонта, неотделимого от Пскова так же, как Троицкий собор:
-Се же братья нам предстоит жизнь и смерть; братья мужи псковичи постоим за святую Троицу, за свое отечество.
Троицкий собор-главное здание вечевой республики. В нем утверждали на должность князя, утверждалась его присяга на верность (крестным целованием). Перед походами духовенство с князем просили помощи Божией (служились просительные молебны). После похода благодарили Господа за помощь (благодарственные молебны). Князь Довмонт горячо молился Святым накануне битвы, в день их памяти. Одержав победу, ставил в их честь церкви.
Троицкий собор стоит на высокой скале, у слияния двух рек Великой и Псковы. На этом месте, сменяя друг друга, было четыре собора. Первый деревянный был «срублен» по повелению княгини Ольги. В 957 году она прислала из Киева «много злата и серебра» на построение Троицкого собора.
Каменный Троицкий собор был заложнен 1137-1138 годах при князе Всеволоде-Гаврииле.
Третий в 1367 году, на старом фундаменте. Строил его выдающийся псковский зодчий Кирилл.
Перед нами четвертый храм. Троицкий храм служил усыпальницей князей-защитников Пскова. Именно в соборе, в качестве святынь, хранились мечи князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея. Оба князья причислены к лику святых.
Вспомним и Александра Невского. Это он выбил немцев из Пскова в 1242 году. Он не мог не возносить благодарственной молитвы в Троицком соборе. А потом его брат Ярослав Ярославич княжил во Пскове. В Троицком соборе принял крещение князь Довмонт. Ему нарекли имя Тимофей и посадили на княженье. Именно в соборе горячо коленопреклоненно молился он перед алтарем, положив перед собой меч, собираясь с духом на подвиг, и дружина князя стояла за ним и молилась вместе с ним. Игумен Исидор со священниками взяв меч благословляли князя на битву.
В Троицком соборе в 1472 году пели молебен и благословили Софью Палеолог, невесту Ивана III, приехавшую из Римма. И царевна обещала псковичам, в случае надобности, заступиться за них перед своим будущим супругом, великим князем Московским Иваном III.
Псковские святые-князья Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей впоследствии перенесенные в Троицкий собор, и по смерти своей оставались защитниками города. И по сей день, псковские князья помогают всем с верою просящих их помощи.
Подклет Троицкого собора изначально служил усыпальницей псковских князей. В 1349 году здесь был погребён князь Юрий Витовтович, погибший в схватке с немцами. Псковский князь был сыном знаменитого литовского князя Витовта, столько бед принесшего русской земле. А великий князь Московский Василий Дмитриевич (сын Донского) был женат на Софье Витовтовне, дочери того же Витовта. А в 1409 году был погребён псковский князь Даниил Александрович Ростовский (сын Дмитрия Донского)-наместник великого князя Московского Василия Дмитриевича. В летописях записано, что псковичи его любили, был он приветлив, украшал церкви, помогал вдовам и сиротам. Здесь в 1487 году был погребён князь Ярослав Васильевич (Севастьян) Стрига-Оболенский. Личность яркая и неоднозначная. Он памятен не только битвой со псковичами на Торгу и подменой «смердьей грамоты», но и основанием Псково-Печерского монастыря и другими добрыми делами.
И вот вслед за князьями в 1576 году под Троицким собором погребают Николая юродивого. Но почему?.. Иван Грозный, разгромив Новгород, шел на Псков. Ночь с 17 на 18 февраля 1570 года он провел в Любятовском монастыре, недалеко от Пскова. Псковичи не спали, плакали, молились. По приказанию Псковского воеводы, князя Юрия Токмакова, утром 18 февраля все псковичи стали у своих домов с хлебом и солью. Из города вышел крестный ход с игуменом Печерским Корнилием. Было воскресение 3-й недели Великого поста. Во всех церквах звонили к утрени. Царь с опричниками медленно ехал по улицам города. При его приближении псковичи падали лицом на землю. Блаженный Николай смело стал обличать царя и предложил Иоанну в виде угощения кусок сырого мяса.
-Я христианин и не ем мяса в посту.
Сказал Иоанн.
-Ты пьёшь кровь человеческую.
Отвечал ему блаженный.
Иван Грозный ограничился тем, что велел снять с соборной звонницы колокол, отобрать по церквам и монастырям деньги, иконы, сосуды, да еще пограбить жителей. Псковичи благодарили Бога, что отделались так дёшево, и приписали это заступничеству блаженому Николаю. Это одна из версий.
В XVII-XVIII веках подклет собора становится усыпальницей псковских святителей. Там же погребены видные церковные деятели: архиепископ Симон Тодорский и епископ Гедеон Криновский (1754 и 1763г.). Оба члены Святейшего Синода.
В 1510 году Псков был присоединен к Москве. Для Пскова это был страшный удар. Объединение конечно нужно, для укрепления России, но каким методом это было сделано? Для Пскова это было очень унечтожительно. Так вот, когда ПСКОВ присоединили к Москве, то вывезли 300 семей. Лучших людей Пскова вывезли. Вывезли всё вече, которое собиралось на этом самом месте для решения важных проблем.
Вот я говорил вам, что псковичи изгоняют князя (потомка Рюриковичей) и выбирают на княженье ДОВМОНТА. Вы все историки и знаете что Псков как и Новгород был княжеско - вечевой республикой. На самом деле он был вечевой республикой. Княжеской, он был потому, что здесь восседали князья. Но восседали до поры до времени. Здесь была настоящая демократия. Из каждой улицы, из каждого сословия выбирался человек. Согласитесь, что со своей улицы, со своего сословия мы можем выбрать достойного человека, чтоб он представлял интересы улицы. Да? Или как мы выбираем губернатора? Знать не знаем, кто это такой. Нам представят 5 человек и говорят, выбирайте, а мы, знать не знаем, кто они такие. А Псков выбирал конкретно, улица знала, кого она выбирает. И так было выбрано 300 людей, со всей псковской земли. Эти 300 людей выбирали, оценивали и призывали себе князя в Псков, ставили князя на княжение, подчинялись ему, слушались его, но все веча за ним присматривало. Как только князь неугодное творил его сразу же выгоняли вон из Пскова. Только несколько князей удостоилось великой чести, когда им подчинялись безоговорочно.
Первый князь Всеволод-Гавриил (потомок Рюрика), которому псковичи верили, за его удивительное благочестие и честность, княжил около года.
Князь Довмонт-Тимофей, княжил тридцать три года. Эти два князя были уникальны для Пскова. Дальше хочется сказать какую идею дал Довмонт-Тимофей. Тоже очень интересный момент. Однако вы знаете, что у Пскова была своя монета, да? Кто печатал свою монету? Псков печатал такую монету. Кто был на монете? Князь ДОВМОНТ был на монете Пскова. Насколько экономически у Пскова должна быть сильная своя политика, что эта монета принималась близ лежайшеми странами, а значить, как бы мы сказали, она была свободно конвертируемая псковская деньга. Надо было её поддерживать экономически, чтобы воевать, гореть, все это восстанавливать. Это экономически очень уничтожительно. Экономика была удивительная в Пскове. Только в Пскове появляется первый институт послов, который представлял интересы Пскова в близ лежайших странах. В Пскове появляется первая судная грамота, первая таможня грамота. Вы всё это знаете, но я напоминаю вам о том насколько же всё это удивительно было во Пскове. И опять момент, на котором никто не акцентрирует внимание, что когда псковичи пошли под Москву, 300 лучших людей Пскова, были увезены в столицу, они знали, как работает институт послов, как работают таможние законы, как управлять, как поддерживать экономику. Эти люди, которые вели некий зародыш государственности, он весь был перенесен в Москву. И однажды наш экскурсовод Симакова Тамара Васильевна, хороший наш друг, говорит:
-Приближается 500 - летие присоединение Пскова к Москве, хотят сделать великий праздник. Праздник может, в каком - то смысле и есть, но тут надо заявить, кто здесь старший брат, Москва или Псков?
Об этом говорит тот же академик Макеев Геннадий Яковлевич, он говорит, что Москва это духовная дочь Пскова. Духовная дочь еще и почему? Потому что вся мощь и духовная красота Пскова была перенесена в Москву. Когда Москва стала столицей, она подразумевалась, как столица духовная, а Псков к этому моменту был духовной столицей. Псков надо было принизить. Повторяюсь, принижен он был слишком нагло и слишком сильно. Надо отдать должное Василию III, он не стал это губить, а всё это просто перенёс в Москву.
Москва развивалась, благодаря накопленному опыту Пскова. «Однажды я водил экскурсию налоговой инспекции или полиции и они мне говорят, батюшка, понятно каждый кулик свое болото хвалит. В Пскове хвалятся Псковом, в Питере хвалят Питер, Москвичи будут свое хвалить. Пускай хвалят, но я восхваляю, основываясь на двух историках: профессор Вернандский Георгий Владимирович (уже давно скончавшийся), и сегодняшний академик Геннадий Яковлевич Макеев. И тот и другой московские люди, они то что в Псков то были влюблены?»
Вернандский говорил, что к XVI веку Псков представлял город монастырь, не по числу монастырей, которых было удивительно много, а по той аскетической жизни, которую вели псковичи. Вот удивительные моменты, факты о которых много можно говорить. Всё это было перенесено в Москву не только в опыте не только в материальных вещах, в людях, идеях, но еще даже и визуально. Вы все знаете в Москве храм Василия Блаженного (Покровский храм). Вы все искусствоведы, профессионалы. Заметили ли вы, что этот храм какой-то ассиметричный, идет вразрез всех прочих храмов, там маленькие купола, там большие. А на самом деле, почему он такой? Он является (это тоже доказательство Макеева) визуальным видом Псковского кремля. «Освещаемый солнцем с юга, со стороны города, белокаменный комплекс как величественный сказочный мираж, как чудесный «Небесный град» вздымался над низким пестроцветным торговищем и плотной деревянной жилой застройкой Пскова…. «Яко же Горний Иерусалим!» (Мокеев Геннадий Яковлевич.)
Когда кто-нибудь из гостей входил в Псков, две улицы с двух сторон вели сразу к кремлю. Любой человек, входя в Псков, видел в конце улицы, вдалеке: Колокольню, Троицкий собор, видел купола Довмонтова города, и вот, что улица вырезала, вот этот вид, Яков Барма Постник, когда был приглашен для строительства Московского кремля, плача и переживая, что в Пскове все это закрыто и с годами все может быть просто уничтожено, все это в духовном и в визуальном плане переносит в Москву. Он зарисовывает то, что видит гость, входя в Псков, и переносит на один единственный храм Василия Блаженного. Когда вы смотрите на храм Василия Блаженного, это вы видите вид Псковского кремля XIV века вдалеке, даже и купола разноцветные они были на третьем соборе, его построил выдающийся псковский зодчий Кирилл в 1367 году. Доказательством этому служит и то, что в храме Василия Блаженного 25 престолов. Там как бы 25 храмов предельных церквей. В Псковском кремле тоже было 25 престолов. Все престолы Псковского кремля один к одному совпадают с престолами храма Василия Блаженного. Это является мощнейшим доказательством, что храм Василия Блаженного, является мистическим видом Псковского кремля. И даже по названию престолов.
Ризница Троицкого собора в XIX веке была богата священными предметами, очень древними: Крестами, богато украшенными, золотой потир с дискосом, дарохранительница серебряная, чаша водосвятная, серебряная, два евангелие XVI и XVII века, одиннадцать старинных панагий (богато украшенных), и многое другое। Несколько псковских печатей, древнейшая с изображением барса и надписью: «Печать Государства Псковского». Несколько древнейших серебряных «Псковских денег», с одной стороны изображен князь, с короной на голове и с мечом в правой руке, а на другой, по середине барс, а в верху круговая надпись: «деньга Псковская». На монете изображен лик св. Мученика Тимофея Глазского, имя которого принял князь ДОВМОНТ
Пройдёмте в собор। Это четвертый собор, он строился фундаментально. Освящен в 1699 году при Митрополите Иосифе (400 лет со дня смерти князя Довмонта). В храме шесть церковных престолов, основной во имя Святой Троицы, придельные церкви во имя св. кн. Ольги, св благов. вел .кн. Всеволода Гавриила, св. благ. вел. кн. Александра Невского и Казанской иконы Божией Матери. В подцерковье находилась усыпальница псковских архиереев и князей. В 1903 году здесь была устроена церковь во имя св. преп. Серафима Саровского чудотворца, там проходят богослужения в зимнее время. Псковичи строили, желая показать мощь былого Пскова.
Нынешний Псков превратился в провинцию и до сих пор таким является. Что говорят о Пскове? Да там, какая то провинция. (Поднимаемся по ступенькам в Троицкий собор). На второй этаж ведет высокое крыльцо с 33 ступенями. Храм Святой Троицы хорошо просматривается в радиусе 33 км, 33 года была земная жизнь Спасителя, 33 года княжил святой благоверный князь Довмонт-Тимофей.
Конечно, ни это, ни это не существовало. (Жест, в сторону церковной лавки и придельной церкви Казанской иконы Божией Матери). Вокруг центрального храма была галерея, она опоясывала центральный храм, с галереи тоже можно было наблюдать Богослужение.
Храм в 1922 году был передан обновленцам. Обновленцы в Пскове не укрепились. Обновленческая церковь появилась при Советской власти. Советская власть понимала, что церкви сразу закрыть нельзя, поэтому некоторым иерархам и священникам было предложено:
-Мы вас не будем запрещать, мы вам дадим полную волю, а вы творите нашу волю. Они ввели, что священство может жениться второй, третий раз. Монашество было упразднено, но было всё это так аккуратно сделано, что многие священники ничего плохого в этом не видели. Тогда Псковский епископ Геннадий делает хитрый шаг, он принимает якобы обновленчество, на самом деле собирает собор, приглашает и мирян на этот собор, где должен быть устав новой церкви. И шаг за шагом епископ Геннадий, предлагает священству все то, что предлагает обновленческая церковь. Священники все поняли, и обновленчество не приняли, а миряне их поддержали. А в обновленческую церковь люди не ходили, её огородили забором, и потом превратили в склад. В 1925 или 28гг из него сделали склад. Только в 1941 году немцы его открыли, а после войны Советские власти закрыть его не смогли, люди стали слишком религиозны. (Стоим с правой стороны, в помещение бывшей крытой галереи)
Обратите внимание, что вход здесь почти такой же, как центральный, такой более торжественный, те же колонны. Одна стена здесь только старинная. И таким образом вокруг, была одна сплошная галерея. Если была непогода, ненастье, а праздник требовал крестного хода, то священство, прихожане все готовили, и вокруг храма проходил крестный ход. На этом месте существовал второй выход на улицу и с той стороны тоже был выход. Их было 3 выхода, центральный, и два боковых выхода. Это было удобно в пожарных целей и для простоты народа. Поэтому вы видите, что этот вход такой же торжественный, как и центральный.
В соборе всегда находилось четыре чудотворных иконы Божией Матери. Начнем с первой, в самом большом киоте это икона Псковской Божией Матери. Только в Пскове она почитается и известна. Она появилась в XVII веке. Был в Пскове такой удивительный благочестивый купец третий гильдии Петр Барзов и у него однажды смертельно заболевает супруга. Он любит супругу и очень почитает Божию Матерь и особенно ей ревностно молится, но когда заболевает супруга, у него наступает духовный кризис, любовь к жене у него превышает любовь к Богу. Он понимает, если жена умрет, то он впадет в ропот на Бога. Чтоб этого не случилось, он дома со слезами молится Матери Божией, чтоб она забрала его жизнь, потому что нет смысла жить на этом свете без супруги, настолько он её любил, что с такой дерзостной просьбой обращается к Богу и Матери Божией, прося не допустить хулы на Бога. Вот такое противоречие. Во время молитвы он засыпает и во время сна к нему приходит Матерь Божия и говорит: пойди в ризницу Троицкого Собора. В ризнице найдешь мою старую икону, обнови её, отслужи молебен, и супруга твоя получит исцеление. На следующий день он идет в собор, ему священники открывают ризницу, среди всякой церковной утвари находит эту икону, эту икону приносит домой. Приглашает священников, служат водосвятный молебен. Его супруги палегчало, и постепенно она выздоровела. Эту икону Петр Барзов реставрирует, украшает икону и отдает в Троицкий собор. У псковичей была давняя традиция, если икона начинала мироточить или происходили какие либо чудеса с иконой, то эту икону приносили в свой храм. Во первых считали себя недостойными, чтоб дома хранилась эта святыня а во вторых, чтоб больше людей могло к ней приложиться. Петр передает эту икону в храм и делает киот, который вы перед собой и видите. Вот это чудо оно семейное, казалось бы, какое оно отношение имеет к Пскову? И действительно эта икона была семейная и особо не почиталась псковичами, но вот через некоторое время во Пскове была страшная моровая язва. И после крестного хода с этой иконой Псков исцелился от болезни. И вот только после этого Псков начинает почитать эту икону как свою. А в настоящее время когда псковичи узнают о чудесах этой иконы, то к ней прежде всего приходят невесты, чтоб попросить Матерь Божию, чтоб она дала такую любовь мужу, как когда то Петр Бард любил свою жену.
А вот это чудотворная икона Чирской Божией Матери. Она почитается в России, на уровне с Казанской, Смоленской, Тихвинской, ей отведен отдельный день в церковном календаре, это 29 июля, когда вся Россия молится перед иконой Божией Матери, о помощи. Эта икона в 1420 году, село Чирское (25 км от Пскова), эта икона начала слезоточить, в это время во Пскове было какое то моровое поветрие (эпидемия), очень много псковичей умерло. И псковичи, понимая, что болезнь эта лишь только следствие греха, а не как у нас считают, что Господь прогневался, и мы и вы знаете, что Господь любовь и не умеет наказывать, нет такого понятия, что Господь наказал. Болезнь и все несчастье это только следствие греха. Я когда преподавал у детей, говорил:
-Дети, вы можете такое подумать, вам мама говорит, не лезь в огонь, обжегся. Ребенок полез в огонь, и говорит:
-Огонь меня наказал, или мама меня наказала.
В сущности, сам виноват, вот также и мы. ЕСТЬ ЗАКОНЫ естества, которые нельзя переходить, нельзя лезть в огонь, нельзя ходить по острым камням, и так далее. И есть законы духовные, которые тоже нельзя нарушать. ОНИ ДАНЫ В БИБЛИИ.
ИБО, КАКАЯ ПОЛЬЗА ЧЕЛОВЕКУ, ЕСЛИ ОН ПРИОБРЕТЁТ ВЕСЬ МИР, А ДУШЕ СВОЕЙ ПОВРЕДИТ. Евангелие от Марка, ст. 36.
Господь дал эти законы не как полицейский, будь у меня в безусловном подчинении, не укради! почитай отца и мать! ни убей!, потому что я так хочу! Господь дал эти законы, зная нас, как родитель, этого нельзя делать, вы себе повредите, вы себе плохо сделаете. Псковичи в XV веке прекрасно это понимали, они собрали собор просить у Господа помиловать эти грехи, покрыть эти грехи, которые у них были. И было столь велико покаяние у псковичей, что они, не дожидаясь исповеди, выкрикивали свои грехи. В это время правящий архиерей слышит голос в алтаре:
-Пойдите крестным ходом в село Чирское, возьмите её икону и крестным ходом обнесите вокруг города.
И люди изможденные болезнью, голодом выходят из храма и крестным ходом идут 25 км в село, 25 км обратно, обносят крестным ходом икону вокруг города. За это время, в летописи написано, что трое суток из очей Божией Матери текли слезы. Резонно предположить, что приблизительно трое суток продолжался крестный ход. И после этого крестного хода моровая язва исчезла во Пскове. А верующие подкладывали свои платочки, полотенца к иконе, помазывались и исцелялись. И через трое суток болезнь совсем исчезла, те, кто болел, исцелился, и люди больше не заражались. Настолько чудо было явным, оно как эхо пронеслось по всей России. Благодарные верующие дарили иконе цепочки, крестики, кольца. В Советские времена вся икона была обобрана. Верующие и впоследствии приносили крестики, цепочки, кольца с просьбой украсить икону, но советская власть, приношения брать не позволяла.
А нынешний архиепископ Евсевий сказал:
-Советская власть прошла, и если просят верующие украсить икону, то вешайте приношения.
И вы видите, сколько подарков висит на иконе. Это древнейшая православная традиция, если человек получал исцеление от иконы или мощей, то он пытался отблагодарить, а икону украсить. Снимал с себя драгоценности: кольца, цепочки, крестики, серьги и передавал в дар иконе. Вы понимаете, что вот так просто человек не отдаст свое золото, серебро. И до сих пор люди молятся и получают помощь в своей жизни. Это традиция Русской православной церкви. А вот в Греции приношение в другом формате. У них в церквах продаются пластинки, серебряные, золотые с изображением руки, ноги, младенца, сердца и т. д. Таким образом, если человек получает исцеление от своего недуга: исцелилась рука, нога или женщина не могла родить но помолившись перед иконой родила. Таким образом, на икону вешаются пластиночки с исцеленными частями тела. Подходишь к иконе Божией Матери Млекопитательница, а на ней одни младенчики висят серебряные и золотые, сразу понимаешь, что люди получили помощь в деторождении.
Пройдёмте дальше. Вот эта икона первого нашего князя Всеволода-Гавриила. На ней князь держит первый каменный собор (второй по счету) Святой Троицы. И благодаря этой иконе мы можем видеть, как выглядел этот собор.
А вот эта икона наших Псковских Святых, семь священников, расстрелянных советской властью, наших новомучеников.
Подойдите все поближе, я вам расскажу об этой иконе.
«Вот эта икона наиболее выстраданная। Я вам говорил, что в соборе было четыре чудотворных иконы Божией Матери, две вы уже видели, третья икона Божией Матери «Призри на смирение», была вывезена фашистами и неизвестно где она. Как была вывезена и Тихвинская икона Божией Матери. И до сих пор «Призри на смирения» где находится неизвестно, но она всем известна. Очень много списков с этой иконы. Главный список этой иконы находится в Киеве. Он был сделан своевременно. И в Киеве эта икона (года три назад) отобразилась на стекле. Вероятно, вы об этом слышали. Это настоящее чудо, об этом писалось во всех средствах массовой информации. У них свой взгляд, они это стекло сняли, а на стекле черно-белое изображение, они говорят: наверно это конденсат, хотя оно не стирается. Эту икону взяли на обследование, оказывается, изменение внутри стекла произошло с той и с другой стороны. Поставили другое стекло, а предыдущее стекло взяли следователи. На новом стекле опять появилось изображение Божией Матери. И вот это стекло стоит рядом с иконой. В огромном киоте стоит икона и рядом в таком же большом киоте стоит одно стекло с изображением Божией Матери. И вот эта икона копия нашей псковской иконы «Призри на смирение».
Продолжение ДОМОНТов город ПСКОВА - часть 3

среда, 26 октября 2011 г.

ДОВМОНТов город ПСКОВа - в ३ частях(часть 1)

За основу взята экскурсия Священнослужителя Андрея Таскаева руководителя исторического отдела псковской епархии в 2005 году...(Курсивом вставлены дополнения)

Исследователи утверждают, что город Псков, получил название своё от р.Псковы, а возможно и от слова песок, или от слова плескать.

Псков формировался у реки Великой,

на высоком мысу, находящемся в месте впадения реки Псковы в реку Великую.

В летописи Псков впервые упоминается в 903 году «..и приведоша ему женоу от Пьскова, именем Олгу». Но раскопки, произведённые в XX веке в крому, доказали, что Пскову не 1100 а 1500 лет.

А в книге Е.П. Савельева. Древняя история казачества. Москва. «Вече» 2005, на стр. .51……Бодричи говорили на славянском языке и от натиска германцев переселились на Ильмень и Ловать, где и основали Новгород и Псков около 216 г. до Р.Х. (Птолемей). Родовое же название этого народа было Руссы или Россы, т.е. поклонники росы, воды. Получается Пскову более 2220 лет.

В средние века формировалось мощное государство Великое княжество Литовское и Русское со столицей в городе Новогрудок. Правил этим государством великий князь Миндовг. Властный и умный правитель стремился распространить свое влияние на все соседние земли – Ятвезь, Жемайтию (современная Литва), Нальшаны и пр. Он дружил с Александром Невским, они готовили совместный поход против Ливонского ордена, но оба ушли в один год из жизни. У язычника Миндовга было множество жён и детей. Прославились двое, Войшелг и Довмонт. Согласно псковским источникам, сыном Миндовга-Изяслава был Довмонт-Тимофей. См. статью «Довмонт сын Миндовга» на http://domont.blogspot.com/.

Легендарным периодом Пскова стало княженье ДОВМОНТА.

Псков, со времён ДОВМОНТА до конца XVII века почитался как священный город, «Дом Святой Троицы». Не случайно существовал строжайший запрет (под страхом смертной казни) на посещение города иностранцами.

Мы у так называемого Довмонтова города. Это место связанно с Довмонтом-Тимофеем, когда на Псков в 1265 году идет Литовский князь, еще не крещенный. Поясняю, чтоб было понятно состояние псковичей и состояние Довмонта нельзя говорить без подоплеки религиозной,

без подоплёки веры. Литва глубоко языческая, к этому времени Русь глубоко христианская. И на эту христианскую Русь идет языческий князь, бежит из Литвы. Почему он бежит из Литвы?

Литовец, бывший враг для России, да еще язычник. Бежать так на православную Русь. Мало найдется городов готовых его принять.

К этому времени во Пскове была очень известна его родная тетка блаженная Евпраксия, в миру Евфросиния, дочь Полоцкого князя Рогволода Борисовича, она была женой князя Ярослава Владимировича, княжившим в Пскове, который то воевал против немцев, то дружил с ними. В одном из своих походов в Ливонском городе он увидел местную жительницу, пленившую его своей красотой, отвёрг свою супругу, и окончательно ушел к рыцарям и там женился на немке.

Оттуда Ярослав в 1240 году привел войско на Псковскую область они взяли Изборск, где избили 600 Псковичей, сожгли окрестности Пскова и взяли город, некто не пскович именем Твердило, открыл немцам крепостные ворота. Псков находился в их власти до 1243 года, когда св. князь Александр Невский освободил его.

Псковичи Ярослава прозвали окаянным, полюбив его благочестивую супругу Евпраксию.

Княгиня Евфросиния (Евпраксия в постриге) основала Иоанно-Предтеческий монастырь около 1240 года, (на противоположном берегу р. Великой) где приняла постриг и была первою настоятельницею. Она была убита пасынком 8 мая 1243 года и погребена в основанном ею монастыре.

В настоящее время от монастыря остался только храм Иоанна Крестителя. В этом монастыре в последствие были захоронены все псковские княгини, там после смерти князя Довмонта, была похоронена его супруга Мария (Марфа), внучка Александра Невского. Таким образом, там сложилась усыпальница псковских княжён. Блаженная Евпраксия была любима псковичами и когда Довмонт бежит из Литвы он ссылается на свою тетку, чтоб приняли на память тетки. Вторую роль играет то что когда то Александр Невский взял клятву псковичей, помогать нуждающимся, которые приходят во Псков ссылаясь на его имя.

Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского» перевёл точно и деликатно: «О псковитяне! Если забудете Александра, если самые отдалённые потомки мои не найдут у вас верного пристанища ….: то вы будете примером неблагодарности».

Довмонт с дружиной приходит в Псков, его принимают, крестят в соборе Святой Троицы, в присутствии князя Святослава Ярославича, с именем Тимофей, с ним крестят 300 семей. Он поселяется в Пскове, но через некоторое время псковичи поняли, что Довмонт Тимофей имеет недюжие организаторские и воеводческие способности. Недолго думая псковичи выгоняют князя, который был во Пскове (интересный момент) и ставят себе Довмонта. Явление небывалое: Русский город, призывает к себе князя литовца, вместо потомка Рюрикова! Дабы не раздражать князей русских и соединить нового князя с любимым родом Невского, псковитяне высватали ему внучку Александра Невского, Марию. Вот за эту любовь и доверие Довмонт отплатил псковичам сторицей. А со стороны псковичей это была недюжая мудрость. Это была недюжая способность псковичей увидеть в человеке зачатки веры, духа и способности как воеводы.

Время княжения Довмонта – героический период псковской истории, период блестящих побед. Недаром меч Довмонта, надетый на него игуменом перед битвой с ливонскими рыцарями, сохранялся в виде реликвии на гробнице князя в Троицком соборе и позже изображался на знамени Пскова. Этот меч являлся предметом особого почитания и вручался псковским князьям в храме Святой Троицы при возведении на престол. Сейчас меч хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике.

Довмонт-Тимофей правил 33 года и сделал из Пскова великое, могучее псковское государство. Княжение Довмонта было самым счастливым временем для Пскова. Благодарные псковичи увековечили образ князя Довмонта и его супруги, Марии на иконе Мирожской Божией Матери.

Богородица изображена стоящею с воздетыми к небу руками, а по сторонам её молящиеся князь Довмонт (Тимофей) и его супруга Мария (Марфа), в старинных княжеских одеяниях. Над фигурой Довмонта: «Благоверный князь Довмонт, в святом крещении Тимофей». Над княгиней «Благоверная княгиня Мария, Домантова жена, дщерь великого князя Александра Невского». Довмонт и Мария помещены на иконе в качестве заказчиков.

Летописец записал: «…слезы из обоих очей, как струя текли, и множество человеков были исцелимы от образа Матери Господни». В правление Ивана (Грозного) 1567 году из очей Богородицы потекли слезы. Царь Иван Васильевич (Грозный) увёз чудотворный Мирожский образ Божией Матери в Москву, а в монастырь вернул список с древней иконы. В настоящее время икона XYI века находится не в обители, а в Поганкиных палатах (музей). В Мирожском монастыре находится список с этой иконы.

Эта икона главная святыня Спасо-Преображенского Мирожского монастыря прославилась многими чудесами. Празднование 7 октября по новому стилю.

И не только Довмонт строил небесный Иерусалим, после него в течение еще 100 лет выстраивается вот здесь на этом месте перед стеной восемнадцать церквей. В средние века Псков, представлял из себя город-крепость, он был окружен пятью линией крепостных стен, протяженностью 9 км. Осаждённым псковичам невозможно было перекрыть воду.

Эту стену впоследствии называли перси, грудь. Если храм символ Бога, то эта стена символ груди Бога и как к груди матери так к груди Бога предстали 18 храмов, на этом маленьком отрезке, которую наши предки называли Довмонтов город. Вот эти фундаменты, который вы видите, является фундаментами 18 храмов. На этом месте было 18 храмов, почему 18? Псковская земля делилась на 18 районов. Псков на 6 районов, область Псковская на 12 районов. Каждый район ставит свой храм на этом месте, перед Святой Троицей и в этом месте молятся за людей своего района, таким образом получалось что псковичи в честь Святой Троице трижды поминались ежедневно в храмах, во первых в своем храме, в храме Довмонтова города своего района и в храме Святой Троицы. Трижды имя каждого псковича ежедневно поминалась. Далее представьте, у меня есть родовая могила в моем храме, в моём районе. А кто-то из моих предков удостоится чести за заслуги перед Псковом быть похороненным не в родовой могиле, а вот здесь перед своим храмом. Таким образом, как бы символично показывая, что он уже в царстве Божиим. Потому что вся эта вся крепость псковская или кром постепенно выстраивалась здесь как небесный город Иерусалим. Это была идея Довмонта-Тимофея. Я думаю, вы помните такую книгу апокалипсис, написанную, Иоанном Богословом. В апокалипсисе Иоанн Богослов описал то, что он видел, чудесный небесный город, где мы имеем все надежду жить вечно с Богом. Иначе мы называем рай, эдем, царство Божие, куда пытаемся спастись. Иоанн Богослов называет его небесный город Иерусалим и вот этот небесный город Иерусалим описан в апокалипсисе. К этому времени он многократно был написан на иконах старинных, а Довмонт-Тимофей мыслил так:

- Мы имеем написание на иконах и в евангелие, давайте всё это выстроим в камне.

И вот в течение еще 100 лет после смерти Довмонта-Тимофея выстраивается небесный город Иерусалим, до того похожий, списанный с иконы и идейно и мистически и даже визуально. Если вы когда либо, увидите икону апокалипсис, то внизу изображен Иоанн Богослов, который видит это чудесное явление Псковичи дотошно взяли и поставили само это видение небесный город Иерусалим. Справа от этого видения они ставят храм Иоанна Богослова. Он стоял у моста, через р. Пскову, как будто сам Иоанн Богослов взирает на это видение, которое вот здесь в камне представлено.

Об идеи построения можно говорить очень много. В нашем Троицком соборе готовиться музей на 2-ом этаже колокольни будет создан музей, он уже готовится, там уже есть часть макета псковского кремля XIV века. Макет создавался московским академиком Геннадием Яковлевичем Макеевым. Он 25 лет отдал Пскову. Главная идея рассказать России о Пскове. Еще в 1982 году у него была академическая работа. Он занимался в раскопках и работал в архивах. А в 1985 году он сделал проект макета, и 20 лет понадобилось, чтоб этот макет начали строить. В советское время запретили об этом даже произносить. 10 лет назад он передал все свои труды и проект макета. Макет делается питерским макетчиком уже 2 года. Когда все это будет сделано, вы увидете каким Псков представлялся в XIV веке.

Это все, что касается Довмонтова города. Один человек, причем литовец родом. Однажды ко мне приходят псковские нацисты и говорят:

-Батюшка мы как-то слышали вашу патриотическую проповедь, не могли бы вы возглавить наше объединение?

- Ребята, дорогие вы понимаете, что не имеете право на существование?. Вы ищите по крове? Но по крови русских вы уже не найдете. Но это уже второй вопрос, но историю то вы наверно знаете?

-Да, мы же все патриоты!

-А как вы относитесь к Довмонту-Тимофею?

-Замечательный князь, он поднял Псков, сделал большой толчок к развитию Пскова.

-Вы его почитаете?

-ДА!.

-А по крови он кто был?

-Литовец.

-Не русский?

Вы сами себе противоречите. А в акафисте мы поем:

-Во вселение во Псков аки россиянин стал.

Естественно что никто из псковичей не посмел бы сказать, что Довмонт - Тимофей не русский. Он отдал всю жизнь Пскову и был чище многих других русских, так вот на Руси такие моменты очень часто происходили. В царской России не важно было кто ты по крови. Коль ты православный, значит наш русский.

А теперь мы входим на территорию Довмонтова города. Это, Псковские Помпеи, основания древних храмов. По меткому выражению летописца, на Ярославском Дворище в Новгороде Великом, церкви кустом стояли, то в Довмонтовом городе они буквально толпились, тесня друг друга, как псковичи на вече. На юго-западной стороне располагался Княжеский двор, а Ольги. Вероятно, именно здесь были палаты князя Довмонта, ранее

На остальном пространстве, начиная с XIII века, вырастало всё больше и больше церквей. В XV-XVII веках здесь было 18 храмов, при них были приделы, притворы, галереи. Здесь стоял храм Дмитрия Солунского, где был погребен св. блгв. князь Всеволод-Гавриил. Здесь стоял храм Тимофея Газского, впоследствии храм св. блгв. кн. Довмонта-Тимофея, в котором он был погребен. Здесь же находился женский Рождественский Княжеский монастырь XIII века, церковь Федора Стратилата, XIII века.

Перед нами огромная, выгнутая упругой дугой стена-Перси. На ней откованный медный прапор с мечом князя Довмонта (подарок реставратора Всеволода Петровича Смирнова).

У подножия Персей псковичами был выкопан ров, который назывался Греблей. Ров соединял между собой реки, и Кром превращался в остров. Гребля уходила вглубь на 10 метров. По краям Персей над реками возвышались башни. Фундаментальная реставрация Персей произведена была по указу императора Николая 1 в XIX веке. Тогда Смердья (холопская) башня превратилась в граненую башенку, получив название Довмонтовой, как памятник князю Довмонту.

Через Греблю к воротам вели мосты। Посреди Персей, поднималась колокольница, на ней висел вечевой колокол, который созывал псковичей на вече. Это был голос народа. Недаром при присоединении Пскова к Москве первоначально спустили колокол 13 января 1510 года и как знатного пленника повезли в столицу. Это было концом псковской свободы…и повезоша его (вечевой колокол) на Снятогорский двор ко Иоанну Богослову, на подворье Снетогорского монастыря и далее в Москву.

Продолжение: ДОВМОНТов город ПСКОВА часть 2